Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Результаты независимой оценки качества оказания услуг образовательными организациями Грачевского муниципального района Ставропольского края на сайте bus.gov.ru 

http://bus.gov.ru/pub/independentRating/list​​​​​​​ 

 

 

 

 

 


Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников

 

Консультация для родителей:

«Речевые нарушения и
причины их возникновения»

  

Подготовила учитель – логопед Пархомчук Светлана Сергеевна

Речевые нарушения и причины их возникновения.

Если 4-5 летний ребенок хорошо слышит, но говорит мало и неразборчиво, может оказаться, что у малыша общее недоразвитие речи (ОНР).

Это сложный дефект, который требует коррекции со стороны логопедов, родителей и воспитателей.

Современный ребенок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые предложения; без труда пересказывать сказки и рассказы. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко произносит многосложные слова (см. схему Гвоздева «Норма речевого развития ребенка»).

ОНР может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова в фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов (му-му, би-би). В любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы:

ФОНЕТИКА – нарушено:

Ø  восприятие и различение звуков на слух, особенно сходных по артикуляции и близких по звучанию (с-ш, з-ж, п-б и т.д.);

Ø   слов близких по звучанию, но разных по смыслу (мишка-миска, коза-коса и т. д.); повторение за взрослыми сходных слов (Маша-Даша-каша).

Ø   Искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов (фотография - атаграфия)

ЛЕКСИКА - трудности в назывании:

Ø  частей предметов и объектов (сиденье, ствол, фундамент, затылок, виски)

Ø  глаголов, выражающих утонченность действий. Лакает, лижет, грызет, откусывает, жует – все выражает глаголом «ест»

Ø  приставочных глаголов (подплыл, отплыл, приплыл и т.д.)

Ø  антонимов (гладкий - шершавый и т. д.)

Ø  относительных прилагательных (шерстяной, песчаный, земляничный)

ГРАММАТИКА – чаще всего распространены ошибки:

Ø  в употреблении предлогов (платок лежит кармане и т.д.)

Ø  согласовании различных частей речи (подошел к два коня и т.д.)

Ø  построении предложений (шел Петя лес грибы собирать и т. д.)

В связной речи отражаются, естественно, все перечисленные особенности:

Ø  развернутые смысловые высказывания детей с ОНР отличаются и отсутствием четкости, последовательностью изложения, отрывочностью;

Ø  отсутствие ритма и чувства рифмы мешает заучиванию стихотворений.

Для детей с ОНР характерна  недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:

  • Нарушены внимание и память;
  • Нарушена пальцевая и артикуляционная моторика.
  • Недостаточно сформировано словесно-логическое мышление:

Ø  Дети трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки, не замечают неточности в рисунках- шутках, не всегда выделяют слова по заданному признаку (хлопнуть в ладошки, если будет названа одежда и т. д.)

Ø  Неточность или слабость подвижных органов артикуляции: языка, губ и т.д. Установлено, что связь движений пальцев и речи взаимообусловлена: пальцы малоподвижны – речь нечеткая, неточная. Такие дети с трудом держат правильно ложку, карандаш, не могут зашнуровать ботинки.

Ø  испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Суждения и умозаключения отрывисты, логически не связаны между собой.

Ø  В процессе общения между собой некоторые дети слишком подвижны, возбудимы, а иные наоборот, вялые, не проявляют ни к чему интереса. Есть дети агрессивные, либо ранимые, обидчивые.

 Причинами ОНР являются:

Ø  различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном развитии, так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также первые годы жизни могут привести ребенка к общему недоразвитию речи.

  Среди причин вызывающих повреждения или недоразвития мозга, которые сказываются на недостаточность речевой деятельности, наиболее частыми являются:

Ø  инфекции или интоксикации матери во время беременности;

Ø  токсикозы;

Ø  родовые травмы;

Ø   асфиксия;

Ø   несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности крови;

Ø   заболевания центральной нервной системы (нейроинфекции);

Ø   травмы мозга в первые годы жизни ребенка.

Ø  Употребление алкоголя и никотина во время беременности также может привести к нарушениям, одним из которых является ОНР.

Ø  Большая роль в возникновении речевых нарушений принадлежит генетическим факторам, неблагоприятным условиям окружающей среды и воспитания.

Все эти нарушения, если их не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития: ребенок – подросток – взрослый. Ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться, и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Многолетняя практика показывает, что детей с такими нарушениями речи, при систематической работе с ними, можно вывести из этого состояния - воспитать   гармонично развитые личности.  

Яндекс.Метрика